На заставке компьютера фотография ребят в ярких костюмах, с радостными улыбками на лицах. «Это было представление на масленичную неделю на центральной площади. И где бы вы думали? На льду, дети показывали спектакль на коньках. Кто не умел, в миг научился», — вспоминает актриса, проработавшая много лет на сцене Саратовского областного театра оперетты и заведующая отделением «Театральное искусство» ДШИ № 3 Светлана Геннадьевна Жукова.

 

В небольшом уютном зале школы искусств, где мы с ней беседуем, сейчас тихо. А до нашей встречи на небольшой сцене проходила репетиция. Эмоциональная игра ребят, переживания, воплощение характерных чувств. Все, как у настоящих актеров. Только пока они еще школьники и с удовольствием учатся постигать актерское мастерство на занятиях учебного театра «Лицедеи». А руководит им уже более десяти лет Светлана Геннадьевна. В преддверии Международного дня театра (27 марта) у нее каждый год всегда еще один праздник – 25 марта она отмечает день рождение. А в этом году — 70-летний юбилей!

— «Весь мир – театр…» – сказал один из величайших драматургов мира Уильям Шекспир. Это утверждение классика как нельзя лучше подходит для Вас, ведь вся Ваша жизнь неразрывно связана с театральной сценой. С детства мечтали?

— Да, стать актрисой хотела с детства, лет с пяти. Я помню, как в советское время по телевизору показывали замечательные классические концерты. Смотрела балет «Лебединое озеро» и тоже танцевала, представляла себя на сцене. Всегда хотела петь, люблю хоровое пение.    Тогда я часто указывала родным на экран и говорила: «Я буду там, артисткой».

— И Вы двигались к своей цели?

— Когда мне было полгода, родители переехали из сельской местности в город Киров, там я росла. В 15 лет поступила в училище на дирижерское хоровое отделение. У нас преподавала дирижер-хоровик из Волгоградской области и в момент окончания моей учебы она собиралась возвращаться на малую Родину, предложила и мне. Так я попала в Камышин, работала во Дворце культуры. В тот период на советском телевидении шла популярная передача «Алло, мы ищем таланты». Решила попробовать свои силы, поехала в Волгоград, прошла региональный этап, стала победителем. А через три дня пришло письмо от хормейстера Волгоградского театра оперетты, она приглашала меня на работу. За три дня собралась и приехала… Там вышла замуж, родилась дочь, позже поступила на отделение актеров театра музыкальной комедии. После окончания пригласили работать в Саратовский театр оперетты. Это было в 1979 году… И на сцене этого театра я была больше 35 лет. На телеэкраны не попала, но об этом вовсе не жалею.

— Когда у Вас появилось желание делиться своим мастерством?

— К 50-ти годам я поняла, что есть опыт, который я могу передать. В 2008-м году предложили возглавить театральное отделение в ДШИ №3. Я долго думала, ведь поменять профессию, да еще и начать преподавать —  дело серьезное.  И взвесив все «за» и «против», согласилась. Правда волновалась, ведь я никогда не была педагогом. Мне захотелось привлечь к творчеству ребят, передать им всё, что знаю и умею сама. В тот год пришло много учеников. К каждому уроку готовилась серьезно. Знания и опыт накапливаются, и я уже знаю к результату гораздо короче дорогу, чем 10 лет назад.  С тех пор я учусь у детей, а они у меня.

— А есть ли сложности в работе с детьми, ведь они разные, да и время другое?

— У нашего отделения хорошая педагогическая команда, все помощники друг другу. Если театр начинается с вешалки, то занятия – с привития азов актёрского мастерства, изучения простых сценических движений. Большое внимание уделяется и эмоциональной составляющей. Ребята занимаются четыре раза в неделю с огромным желанием и получают удовольствие от сцены. В перечне дисциплин – актёрское мастерство, сценическое движение, художественное слово, танец, ритмика и другое. Здесь делают внутренний мир ребенка более богатым, учат его воображать, фантазировать, импровизировать. Детям нужно дать понять, что они замечательные, у них много способностей. Многие приходят зажатыми и стеснительными, но после того, как мы начинаем работать, все это улетучивается. Любой ученик хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным.

— Ваши воспитанники победили конкурсов высокого уровня — «Молодые дарования России», «Новые имена губернии», «Хрустальное сердце мира» и другие. Есть обладатели губернаторской стипендии и стипендии имени О.И.Янковского. Как Вы объясняете детям, что победа – это не главное в жизни?

— Один раз возникла подобная ситуация, дети восприняли лауреата второй степени, как неудачу. На это последовала моя реакция – эти ребята полгода не участвовали ни в каких конкурсах. Этого примера было достаточно для остальных. Мы с детьми об этом много говорим, о том, что нельзя мечтать о Гран-при, что у каждого есть свой уровень и жизнь непредсказуема. Я часто с детьми разговариваю о жизни, бывает дома родители заняты каждодневными бытовыми вопросами и не до глубоких бесед. Особенно в период пандемии, когда наши занятия проходили он-лайн, мы рассуждали на темы семьи, дружбы, добра, зла.

— Вас что-то удивило?

—  Скорее меня обрадовало то, что мои дети умеют рассуждать, думать и думать правильно. Да, дети другие, у них душа в «голове», и наша задача переместить ее на свое место – в сердце. В них есть искренность, сострадание, готовность помочь ближнему, но это все внутри и глубоко. Согласна, дети закрытые, общаются только со своим телефоном, компьютером: они смеются не в общении с другом, а над тем, что присылают им в сообщениях, не улыбаются товарищу в лицо, а посылают «смайлики». А театр — это искусство общения, здесь мы стараемся их раскрыть, открыть, учим говорить друг с другом, со зрителем.

— В этом и заключается преподавательское счастье?

— Для меня настоящее счастье заключается в том, что, поступив в ВУЗы, бывшие ученики присылают поздравление с Днем учителя, с Днём рождения, Новым годом. Еще в том, что ученики учатся правильно говорить, думать, понимать искусство, ценить красоту, хорошо адаптируются в обществе и, я уверена, станут успешными в жизни. Перефразируя известное выражение о человеке, лишенном музыкального слуха, скажу – «я могу научить медведя, лишь бы медведь хотел».

— За время Вашей деятельности «Лицедеи» осуществили множество различных постановок, за которые получили немало наград. Что нового в репертуаре? 

—  В прошлом году со старшими ребятами поставили «Тамбовская казначейша» по Лермонтову, в этом — «Жених» А. С. Пушкина.  На подготовку одного спектакля в среднем уходят месяцы, серьёзные работы готовятся больше года. А вообще из театральной студии выросло уже ни одно поколение, на смену старшим товарищам приходят младшие ребята. Так и движемся!

— Ваша жизнь – театр…

— Да, это вся моя жизнь –  роли, спектакли, ошибки и удачи, дети, ученики, школа. Не было бы театра, не было бы и сегодняшней школы. Я люблю театр оперетты, коллектив, в котором проработала много лет. Вместе с ними переживаю трудности, вместе — радуюсь успеху!

 

 

www.nashe-slovo21.ru 6+ Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-74036. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 09.11.2018 Учредитель: Автономная некоммерческая организация "Информационный центр "Наше слово - ХХI век" Главный редактор: Твердохлеб А.С. г. Энгельс, Зеленый переулок, д. 20 +78453754328 nashe.slovo21@yandex.ru